
Понятие/определение
Психиатрическая экспертиза несовершеннолетних (СПЭН) включает три типа экспертных исследований: судебно-психиатрическое, комплексное психолого-психиатрическое, комплексное сексолого-психиатрическое. Проводится в строгом соответствии с нормативными правовыми актами, установленными процессуальным законом, но подчиняется также собственным правилам, обусловленным в основном клинической спецификой расстройств психики у детей и подростков. При проведении СПЭН необходимо учитывать ряд требований:
- процедура должна проводится в строгом соответствии с действующим законодательством.
- направление на СПЭН ребенка или подростка должно быть обосновано.
- члены экспертной комиссии должны обладать необходимой квалификацией.
- диагностика должна проводиться с использованием надежных критериев оценки состояния психики.
- рекомендуемые медицинские меры должны быть адекватны выявленным отклонениям и поставленному диагнозу.
К основным целям процедуры относятся:
- верная диагностика отклонений психики, их выявление или исключение.
- диагностические мероприятия, определение специфики и нозологии отклонений.
- установление степени выраженности нарушений.
К основным отклонениям, выявляемым у несовершеннолетних в процессе СПЭН, относятся:
- последствия энцефалопатии (органического поражения мозга): психопатические, эпилептические и шизофренические признаки, проявления олигофрении (задержки или неполноты психического развития), инфантилизма. Симптомы этих заболеваний у подростков размыты и стерты, преобладают невротические нарушения и дефекты поведения.
- острые психозы – психиатрические отклонения, характеризующиеся противоречием между ситуацией и реакцией на нее и отличающиеся постепенным нарастанием симптоматики.
- расстройства личности (истерические или эксплозивные, взрывные), проявляющиеся преимущественно поведенческими нарушениями (протесты, приступы агрессии, суицидальные попытки). Часто бывают обусловлены черепно-мозговыми травмами или инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем возрасте.
- психастения (тип невроза, проявляющийся тревожно-мнительным складом характера и склонностью к навязчивостям).
- расстройства влечений, включающие сексуальные девиации, склонность к бродяжничеству.
- зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания).
- умственная отсталость (врожденная или приобретенная в раннем возрасте недостаточность развития интеллекта), чаще всего ее легкая форма – дебильность.
Также выделяют отклонения, свойственные пубертатному периоду:
- акселерация – ускоренное развитие.
- ретардация – торможение или приостановка психологического развития.
- асинхрония – ситуация, при которой развитие когнитивных функций и интеллекта опережает эмоциональные и физические качества.
- инфантилизм – незрелость, несоответствие поведения возрастным требованиям.
- синдром навязчивого фантазирования, характеризующийся заменой реального мира фантазиями для подростка.
- синдром сверхценных идей — комплекс мыслей, доминирующих над всем психическим содержанием сознания больного.
- гебоидный синдром — патологическое эмоционально-волевое искажение.
- повышенная возбудимость, проявляющаяся раздражительностью, неподчинением, грубостью.
- аутизм (замкнутость).
- психопатоподобное поведение (нарушение социальной адаптации вследствие педагогической запущенности).
Экспертиза проводится на основании Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 г. № ФЗ-73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Уголовно-процессуального кодекса РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 21 декабря 2010 г. «О судебной экспертизе по уголовным делам».
Лицензия от 1996 года
министерства здравоохранения РФ
Профильные врачи
с многолетним опытом и знаниями
Безопасная интервенция
мотивация зависимого к лечению
Полная анонимность
сохранность персональных данных
Теплая атмосфера
вежливый и тактичный персонал
Комплексный подход
к лечению и реабилитации